Телефон:

   8 (48272) 2-13-36

E-mail:

Cyberlyna99@yandex.ru

XXIX Всемирная зимняя универсиада 2019 года в г. Красноярске Растим детей Общероссийское голосование

Главная » Безопасность » О ситуации с наркоманией

О ситуации с наркоманией

Наркомания – мировая проблема, уносящая миллионы жизней.

В масштабе нашего государства распространенность немедицинского употребления наркотических веществ и наркомания могут привести к угрозе национальной безопасности страны, тяжелым экономическим и социальным потрясениям (рост безработицы, преступности, падение рождаемости, сокращение продолжительности жизни, увеличение смертности).

Глава Совета безопасности России Николай Патрушев на выездном совещании по вопросам борьбы с наркотиками и информационной безопасности, прошедшем 3 марта 2017 года в Кургане, отчитался о результатах борьбы с наркоманией в России.  В настоящее время 640 000 россиян являются наркозависимыми. По словам Патрушева, этот показатель практически не меняется на протяжении последних пяти лет. При этом доля подростков среди потребителей наркотиков постоянно увеличивается - в 2016 году их число выросло сразу на 60 %. Основную угрозу обществу представляют синтетические наркотики и психоактивные вещества.  В целом за 2016 год в России совершили более 200 тысяч преступлений, связанных с наркотиками. В учреждениях уголовно-исполнительной системы находятся свыше 165 тысяч, осужденных за незаконный оборот наркотических веществ и связанные с ним преступления. Это почти четверть от всех заключенных.

Необходимость комплексного и системного подхода к борьбе с преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков и их немедицинским потреблением в Российской Федерации – одна из первостепенных задач  нашего  общества. Это связано не только с решением демографических остросоциальных проблем, но и с продуцированием через наркопреступность иных видов преступлений.

Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН) опубликовало Всемирный доклад о наркотиках за 2015 год, согласно которому динамика распространения наркотиков по всему миру остается на прежнем уровне, т.е., несмотря на предпринимаемые усилия, не снижается. По примерным подсчетам, общее число людей, употреблявших запрещенные наркотики в2013 г., по всему миру составляло 246 млн. человек.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года в числе основных источников угроз национальной безопасности названа деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В 2016 году сотрудниками специализированных подразделений полиции по контролю за оборотом наркотиков из незаконного оборота в России  изъято 21,7 тонны различных наркотиков, из которых свыше 15 тонн относятся к наркотикам каннабисной группы, более 4 тонн синтетических наркотиков, 1,4 тонны наркотических средств опийной группы (в том числе965 кггероина), 1,3 тонны психотропных веществ и385 кгсильнодействующих веществ.

Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров остается существенным криминогенным фактором, дестабилизирующим обстановку как в целом по стране, так и в нашем регионе.

По итогам 8 месяцев 2017 года правоохранительными органами Тверской области выявлено 492 преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств.

Наибольшее количество преступлений указанной категории зарегистрировано на территории областного центра – 245, Вышневолоцкого – 26, Западнодвинского – 13, Калининского – 19, Конаковского - 19, Кимрского – 34, Лихославльского – 12, Нелидовского – 19, Осташковского – 7, Ржевского - 18, Торжокского – 16 и Удомельского – 17 районов.

Из незаконного оборота изъято13,102 кгнаркотических средств и психотропных веществ.

В соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» одним из принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков является приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.

Особое беспокойство вызывает наркомания в молодежной среде, которая на протяжении многих лет является одной из социально значимых проблем нашего общества. Уровень информированности о наркотиках среди молодежи в среднем превышает 80%, достигая среди студентов вузов 92,6%. Основными источниками информации о наркотиках являются Интернет и межличностные коммуникации. Средний возраст начала употребления наркотиков составляет 15–16 лет.

Не случайно в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы отражено, что особого внимания требуют проблемы наркомании и токсикомании, немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ детьми, особенно школьного возраста.

В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года в числе   объектов антинаркотической деятельности названы, в первую очередь, дети, подростки, молодежь и их семьи, особенно входящие  в группы риска вовлечения в незаконный оборот наркотиков.

На предотвращение вовлечения детей и подростков в немедицинское употребление наркотиков направлена государственная программа Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков».

Министерством образования и науки Российской Федерации разработан и утвержден Порядок проведения социально- психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях  высшего образования.

Реализуется Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде.

Профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, лечение и реабилитация наркозависимых граждан названы в числе задач обеспечения общественной безопасности.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечено, что обеспечению государственной  и общественной безопасности на долгосрочную перспективу будет способствовать создание единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики.

Выступая 17.06.2015 на заседании президиума Государственного совета по вопросу «О ходе реализации государственной антинаркотической политики», Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что нужно повысить эффективность работы с теми, кто только начинает или только начал принимать наркотики. И здесь, прежде всего, требуются не карательное  воздействие, не карательные меры, а эффективная система профилактики, лечения, реабилитации.

Профилактика наркомании – это общесоциальная и общегосударственная задача. В 2017 году государство потратит на профилактику наркомании в РФ 1 миллиард 39 миллионов 437 тысяч рублей.

Вопросам профилактики и борьбы с наркоманией уделяется внимание, как со стороны правоохранительных органов, так и правительства Тверской области. С этой целью на территории региона в четвертый раз проводится антинаркотический месячник.

В рамках реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года органами государственной власти, органами местного самоуправления значительное внимание уделяется профилактике наркомании среди несовершеннолетних.

Осуществление профилактики возложено на органы внутренних дел, органы и учреждения (организации) системы здравоохранения, образования, социальной защиты, органы по делам молодежи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в деятельности которых продолжают иметь место многочисленные нарушения, негативно отражающиеся на общем состоянии борьбы с наркоманией.

На профилактическом учете по состоянию на 01.09.2017 г. в области находилось 55 подростков. За 8 месяцев2017 г. в сфере незаконного оборота наркотических средств несовершеннолетними совершено 7 преступлений (5 - сбыт наркотических средств, 1 – хранение, 1 – культивирование  наркосодержащих растений). К административной ответственности за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств привлечено 26 подростков.

В рамках профилактической работы проводится тестирование обучающихся образовательных организаций на предмет употребления наркотиков. С принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ включает в себя:

социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования;

профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.

Это процедура проводится исключительно на добровольной основе. Причем, указанное согласие органами должно быть зафиксировано в письменной форме.

Согласие на тестирование дает один из родителей или иной законный представитель в отношении ребенка, не достигшего 15 лет, и в отношении больных наркоманией несовершеннолетних (то есть с установленным диагнозом «наркомания»), не достигших 16 лет, а также в отношении несовершеннолетних (независимо от возраста), если медицинское освидетельствование проводится в целях установления состояния наркотического или иного токсического опьянения.

Подростки старше 15 лет информированное добровольное согласие дают самостоятельно.   

В случае выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимся в результате социально-психологического тестирования и (или) профилактического медицинского осмотра обучающийся направляется в специализированную медицинскую организацию или ее структурное подразделение, оказывающие наркологическую помощь (при наличии информированного согласия в письменной форме обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, либо информированного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающегося, не достигшего возраста пятнадцати лет). При этом все общеобразовательные организации и профессиональные образовательные организации, а также образовательные организации высшего образования обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, полученных в результате проведения социально-психологического тестирования обучающихся в таких образовательных организациях.

Прокуратура является одним из наиболее значимых и эффективно действующих субъектов профилактики преступности.

В числе первоочередных при осуществлении прокурорами своих полномочий выступает задача противодействия незаконному обороту наркотиков, надзор за исполнением уполномоченными органами и учреждениями законодательства, направленного на профилактику потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов среди несовершеннолетних.

Органами прокуратуры осуществляется надзор за исполнением законодательства, регулирующего вопросы защиты несовершеннолетних от негативной информации, распространяемой в сети Интернет, проводятся проверки соблюдения указанного законодательства в деятельности образовательных организаций, по выявлению бездействия Интернет-провайдеров, обязанных принимать меры по установлению материалов, размещаемых в сети Интернет, дающих несовершеннолетним потенциальную возможность свободного и быстрого доступа на сайты, пропагандирующие наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение, содержащую  информацию о способах приготовления, влияния на организм, местах продажи и ценах на наркотики, курительные смеси т.д.

Органами прокуратуры предъявляются в суд иски(заявления) о прекращении права управления транспортными средствами лицами, имеющими противопоказания к водительской деятельности. В 2016 году судами области удовлетворено 169 заявлений прокуроров. Основаниями для обращения прокуроров  в суд  являлись информации органов здравоохранения, ГИБДД, результаты проводимых общенадзорных проверок. При проведении проверок прокурорами выявлялись, в том числе  факты подделки медицинских справок о допуске к управлению транспортным средством, а именно факты подделки подписей врачей наркологов, психиатров и печатей медицинских учреждений. Между тем, в соответствии с действующим законодательством прохождение врача психиатра-нарколога наркологического диспансера является обязательным требованием при получении медицинской справки о допуске к управлению транспортным средством.

Немаловажное значение в противодействии наркопреступности имеет практика назначения наказаний за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

Прокуратурой Тверской области проанализирована практика рассмотрения уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.

В первом полугодии2017 г. судами области рассмотрено 153 уголовных дела данной категории в отношении 179 лиц, что составляет 4,5% от общего количества рассмотренных дел.

За совершение указанных преступлений осуждено 174 лица, принудительные меры медицинского характера применены к 1 лицу. В отношении 1 лица уголовное дело прекращено в связи со смертью подсудимого. Три уголовных дела возвращены для устранения недостатков, препятствующих их рассмотрению судом.

Анализ судебной практики свидетельствует о том, что наиболее распространенными составами преступлений в данной сфере являются незаконные приобретение, хранение, перевозка наркотиков (ст. 228 УК РФ) и незаконный их сбыт (ст. 228.1 УК РФ).

В частности, по ст. 228 УК РФ рассмотрено 65 уголовных дел в отношении 71 лица, по ст. 228.1УК РФ 78 дел в отношении 98 лиц.

Имеются факты привлечения к уголовной ответственности лиц за незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 231 УК РФ). За совершение таких преступлений осуждено 4 лица.

Кроме того, судами области вынесены обвинительные приговоры в отношении 2 лиц, совершивших организацию либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ их аналогов.

Лица, признанные виновными в совершении вышеуказанных преступлений, осуждено в основном к реальному лишению свободы – 150 лиц (86%). К лишению свободы условно осуждено 15 лиц, к ограничению свободы – 1, к обязательным работам - 5, к штрафу – 3.

Наказание, не связанное с реальным лишением свободы, назначается в основном за совершение преступлений, относящихся к небольшой тяжести, в частности, предусмотренных ч. 1 ст. 228 УК РФ и ч. 1 ст. 231 УК РФ.

Роль органов прокуратуры в профилактике потребления наркотических средств несовершеннолетними, в противодействии незаконному обороту наркотиков не ограничивается только надзорными полномочиями. Не принижая значимость прокурорского надзора, не стоит забывать и об иных направлениях прокурорской деятельности, ориентированных на профилактику потребления наркотиков несовершеннолетними.

В первую очередь это участие в правотворческой деятельности, координация деятельности по борьбе с преступностью в этой сфере, правовое просвещение.

В качестве работы с населением по профилактике потребления наркотиков прокурорами используются встречи с жителями, анонимное анкетирование граждан, телефоны доверия.

Очевидно, что бороться с таким негативным социальным явлением, как наркомания, невозможно только силовыми методами – необходим комплекс организационных, воспитательных мер. Нужно воспитывать общество, прививая гражданам принципы высокой морали и ответственности.

В борьбе с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ можно добиться успеха только совместными усилиями всех общественных институтов, в числе которых на первое место выступают семья, школа, общественные организации.

Комплекс профилактических мер должен быть сориентирован на широкую разъяснительную работу, обеспечение неотвратимости наказания, повышение мотивации к прохождению реабилитации от наркозависимости и создание условий для этого. В рамках этой работы нужно создавать обстановку нетерпимости противоправного поведения, кардинально повышать активность и результативность работы правоохранительных органов, обеспечивая реальное взаимодействие с общественностью и населением.

                                                               Прокуратура Сандовского района

Интерактивная Карта учреждений области

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *

Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.