Интервью Селивановой Натальи Леонидовны

Интервью

Селивановой Натальи Леонидовны,

члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, главного научного сотрудника лаборатории стратегии и теории воспитания личности ИСРО РАО.

от 20 июля 2020 года

В чем заключалась необходимость создания данной программы?

−Это не первая программа воспитания в нашей школе, но, как показала массовая практика, предыдущие программы в общем-то не работали. Поскольку постоянно меняется и социальная ситуация, и сами дети, возникла необходимость, создать такую программу воспитания, которая позволила бы избежать прошлых ошибок. В настоящее время в школе воспитание, к сожалению, нередко имитируется, заменяется массовыми мероприятиями, в которых дети зачастую не занимают активную позицию. Кроме того, воспитание сопровождается работой с огромным количеством бумаг и документов, что создает дополнительную нагрузку для педагога. Мы хотели, чтобы эта программа была таким документом, который было бы достаточно просто создавать. Но мы прекрасно понимаем, что программа - это всего лишь документ, который не воспитывает, воспитывают те отношения, которые складываются в результате совместной деятельности педагогов и школьников, действующих на основе данной программы.

Чем отличается данная программа от других программ воспитательной направленности?

−Принципиальное отличие разработанной программы заключается в том, что она носит модульный характер: модули отражают основные направления деятельности по воспитанию в образовательной организации. Эти модули возникли не случайно, мы долгое время тщательно изучали массовую практику, анализировали предыдущие программы воспитания, собственный опыт работы в школе – все это позволило разработать модули инвариантные, которые встречаются фактически в каждой школе, и вариативные, которые школа может выбирать и дополнять. Модульный характер дает некую свободу для образовательных учреждений, поскольку они не действуют по заранее проложенному пути, но могут добавлять и свои модули. Кроме того, они не носят привычные названия по направлениям: патриотическое воспитание, эстетическое воспитание и проч. Мы отказались от традиционных направлений, что является ещё одной особенностью программы, т.к. мы считаем, что каждый модуль может реализовывать разные воспитательные направления, при этом определенные приоритеты для конкретного модуля остаются. Это было принципиально важно для нас. Ведь хорошо известно, что на практике, если ребенок идет в поход - это не только, например, экологическое воспитание, присутствует и патриотическое, и нравственное воспитание.

Также программа написана не канцелярским, а доступным, простым языком - это ещё одно существенное отличие. Программа очень инструментальна, в ней понятно изложено то, что может делать педагог. Фокус этой программы – отношения, которые складываются в результате совместной деятельности педагогов, школьников и родителей, т.е. всех участников воспитательного процесса. Школа в процессе конструирования программы может копировать те разделы Примерной программы воспитания, которые подходят для определенного образовательного учреждения, что избавляет от лишней бумажной работы.

−Какие модули относятся к инвариантным, а какие - к вариативным?

−Инвариантные модули характерны фактически для всех школ: школьный урок, мы уверены, что он имеет воспитательный потенциал; классный руководитель, взаимодействие с семьей и др.

Что касается вариативных модулей, то здесь разнообразие значительно больше: ключевые общешкольные дела, экскурсии, детские общественные объединения, профориентация и т.д.

В модулях представлена конкретика (что в нем можно делать, чтобы реализовать программу): педагогические ситуации, как работает классный руководитель, что ему надо учитывать, какие у него направления работы, как происходит организация экскурсий, походов, какие формы профориентации можно выбрать и проч.

−Какие воспитательные задачи стоят сегодня перед системой образования и как эти задачи решать? Как подготовить к этому педагога?

−Это довольно широкий вопрос. Воспитательные задачи всегда уточняются социальной ситуацией, для нас центральной задачей остается личностный рост и развитие каждого ребенка. Воспитание всегда носит ценностный характер, и в программе эти ценности прописаны, педагог может на них ориентироваться. Цель воспитания формулируется в программе на основе таких базовых для нашего общества ценностей, как человек, семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье.

Насчет того, как эти задачи решать, как раз в модулях и прописано - с помощью разных средств и инструментов: например, механизм самоуправления (как деятельность детей по организации собственной жизнедеятельности), участие в общешкольных ключевых делах, походы, экскурсии, организация педагогических ситуаций и т.п. Но мы должны помнить, что школа не единственный субъект воспитания, есть ещё различные субъекты: детские, юношеские общественные организации, церковь, культурные сообщества и субкультурные общности.

В программе нет ответа на вопрос «как делать?». Для этого небольшая по объему программа сопровождается созданными для педагога методическими рекомендациями двух типов: о том, как разрабатывать программу для школы, и о том, как реализовывать эту программу.

−Как и когда планируется внедрение программы?

−Внедрение по сегодняшним документам планируется не позднее сентября 2021 года, но возможно начало и в 2020 году. Дело в том, что у нас есть разного типа школы: такие, которые уже прошли апробацию, пытались писать программы, работали с экспертами и разработчиками, конечно, они более готовы к внедрению, а есть школы условно «новой волны», которые проявили инициативу участвовать в разработке и внедрении программы, они находятся на первом этапе, им ещё предстоит разрабатывать программу. Сейчас с Министерством Просвещения мы координируем работу по организации внедрения программы в школы, в чем нам помогают более 60 региональных экспертов.

−Какие изменения ожидаются в результате внедрения данной программы воспитания с систему общего образования?

−Мы должны понимать, что это не сиюминутный результат. Надеемся, что нам удастся уйти от имитации воспитания, в школе будет организована воспитательная деятельность, а также максимально избавиться от бюрократизации, связанной с большим объемом бумажной работы. Что касается непосредственно работы в школе, то для нас основным критерием является организация в образовательных учреждениях совместной деятельности школьников, педагогов, родителей, которая не только даст возможность развиваться личности ребенка, но и позволит создать такую школьную жизнь и комфорт для каждого учащегося, в результате которой он будет воспринимать школьную жизнь как некий образец позитивной жизни. Критерии и показатели нами ещё дорабатываются.

−Какое продолжение данной работы планируется для других уровней образования?

−Сейчас на стадии обсуждения находится вопрос о создании программы воспитания для всех уровней образования, в частности для организаций среднего профессионального образования и высшего образования.

Дата создания: 30-03-2021
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: